Такие высокие показатели эксперты объясняют низкой базой, поскольку этот рынок только формируется. В последнее время данный продукт стал настолько популярным, поскольку предоставляется не банками, а для его оформления не нужен даже паспорт. Тем не менее, этим рынком (включая вопрос взыскания долгов) начал активно интересоваться регулятор.
Сообщается, что общий объем покупок, которые были совершены с помощью BNPL-сервиса «Долями» от Тинькофф Банка, с момента запуска весной 2021 года превысил 10 миллиардов рублей. Причем за прошлый год ежемесячный объем покупок, которые россияне оплачивали частями через этот сервис, увеличился более чем в 10 раз.
По словам участников рынка, общий оборот BNPL («покупай сейчас, плати потом») по итогам прошлого года в России составил несколько десятков миллиардов рублей. Хотя еще в конце лета эксперты полагали, что за 2022 год объемы рассрочки в нашей стране не превысят 8 миллиардов рублей.
Сервис BNPL позволяет разделить стоимость покупки на несколько равных частей, при этом проценты платить не нужно. В РФ BNPL-сервис доступен клиентам Альфа-Банка («Подели»), Сбера («Плати частями»), Тинькофф («Долями»), а также маркетплейсов Яндекс («Сплит»), Ozon и ЦФТ (PayStep).
Как поясняют эксперты, сервис рассрочки является заменой POS-кредитования, но с учетом реалий online-ритейла. В Казахстане, к примеру, доля BNPL составляет 20% рынка потребкредитования. Согласно прогнозам, в ближайшие пару лет мировой рынок рассрочки сможет составить 350-400 миллиардов долларов, а к 2030 году – превысит 2-4 триллиона долларов.
Поскольку BNPL-сервис представляет собой аналог банковского кредитования, в Центробанке считают необходимым начать регулировать такие продукты. В планы входит сближение законодательства о потребительском кредитовании и нормативно-правовых актов, касающихся предоставления рассрочки.
Так, планируется ввести требования к содержанию договора и информированию граждан, установить ограничение размера неустойки за допущенную просрочку, позволить клиентам запретить уступку прав требования. По мнению ЦБ РФ, потребители должны иметь возможность вернуть товар и отказаться от рассрочки в течение «периода охлаждения».
По материалам издания «Коммерсантъ»