Среди специалистов бытует мнение, что кредитные продукты можно разделить на «хорошие» и «плохие». Так, одни из них пойдут на пользу заемщику, а другие – загонят его в долговую яму. Поэтому важно понимать, чем они отличаются, осмысленно подходить к выбору и оценивать дальнейшие перспективы.
В упрощенном понимании «хорошим» можно назвать такой кредит, благодаря которому заемщик приобретает больше, чем теряет, выплачивая каждый месяц проценты. Считается разумным решением оформлять ссуды для ведения инвестиционной деятельности и расширения бизнеса, а возвращать долг – из будущей прибыли. Но такой шаг не всегда оказывается верным, что подтверждается статистикой банкротств компаний и физических лиц как в РФ, так и в других странах.
Еще одна классическая ситуация называется «Бесконечный ролловер». Под ее описание попадает любая существующая компания, которая характеризуется стабильной работой, но имеет при этом огромный долг, с которым она не в силах справиться. По мнению экспертов, зачастую будет выгоднее не набирать кредиты и иметь бизнес меньшего размера, но получать больше чистой прибыли.
Также специалисты считают, что любой потребкредит – это «плохой» долг. По словам известного финансового консультанта Бодо Шеффера, ни одна вещь в мире не должна приобретаться в кредит, кроме собственного жилья. Это означает, что все крупные покупки, особенно такие затратные в эксплуатации, как автомобиль, нужно совершать, не прибегая к услугам кредитной организации. Такое вполне возможно, если семья имеет средний уровень дохода.
При этом обращение граждан в МФО за микрозаймами «до зарплаты» эксперты считают вполне допустимым, если на то имеется острая необходимость. С другой стороны, небольшую сумму денег можно накопить или заработать довольно быстро. Кроме того, у каждого должно быть хоть немного сбережений «на черный день».
Опасность быстрых кредитных продуктов состоит не только в их абсолютной невыгодности. Важнее то, что они могут сформировать негативные финансовые привычки. Так, обычная кредитка с привлекательной процентной ставкой способна затянуть своего держателя в замкнутый круг. Человеку психологически сложно удержаться от соблазна совершения спонтанных покупок, и надежным способом избежать ловушки является принципиальный отказ от таких продуктов.
По материалам «АЭИ «ПРАЙМ»