Максимально высокие уровни предельной переплаты по автокредитам за последнее пять лет зафиксированы в IV квартале минувшего года. Ограничения полной стоимости таких кредитов (ПСК) находились в рамках 25,716% годовых для новых машин и 28,86% годовых для подержанных. После чего в январе-марте текущего года наблюдается резкое уменьшение этого показателя.
Более стремительное сокращение цены займов по автомобилям с пробегом до 1000 км. Они сразу откатились к сравнимым со II кварталом прошлого года переплатам. Транспортные средства б/у демонстрируют меньшую положительную для потребителей динамику. В то же время важно отметить, что снижение ПСК автокредитов в 2023 году фиксируется второй квартал подряд. В апреле-июне ограничения для новых машин станут на 10,4% меньше, чем в январе-марте. Относительно подержанного транспорта – на 1,0%.
Подобная тенденция связана с двумя основными факторами. Во-первых, установка рекордного уровня ключевой ставки ЦБ РФ в начале прошлого года. Она напрямую влияет на стоимость займов. Во-вторых, принципом расчета ПСК. Ограничения, например, на IV квартал составляют на одну треть больший показатель, чем фактически использовалось банками по заключенным договорам во II квартале. То есть резкий рост ключевой ставки в последний день февраля 2022 года отобразился на цене продуктов апреля-июня. Это и спровоцировало достаточно высокие лимиты в конце прошлого года.
В то же время не только два указанных основных фактора играли роль. Можно говорить и о положительных нюансах. Ведь даже без рекордных уровней ключевой ставки ранее фиксировались куда большие пределы ПСК по рассматриваемым продуктам. Особенно в случае с подержанным транспортом. Например, в IV квартале 2015 года переплата по этим займам могла достигать 40,0% годовых. Что на 38,6% больше, чем в октябре-декабре прошлого года.
Источники:
ЦБ РФ – предельные уровни ПСК.