Заемщики российских банков жалуются на отказы и массовые ошибки в оформлении кредитных каникул мобилизованным лицам.
Осенью клиенты столкнулись с «недобросовестным подходом» банковских учреждений к предоставлению отсрочки по платежам. На тематических форумах появилось множество жалоб на отказ в кредитных каникулах призванным россиянам. Кроме того, были выявлены случаи, когда банки предоставляли их с ошибками.
Проблемы возникли у заемщиков Сбера, ВТБ, Альфа-Банка, Тинькофф и других крупных финучреждений. Некоторые граждане сообщили, что пытались добиться каникул по кредитам для своих мобилизованных родственников, но банки игнорируют запросы в чате или прерывают беседу по телефону. Другие кредитные организации принимают документы, но в течение нескольких часов присылают отказ в каникулах.
Заемщики, которым кредитные каникулы были формально одобрены, так и не получили новый график платежей, в связи с чем возникла просрочка со всеми вытекающими последствиями.
По словам участников рынка, каникулы пользуются высоким спросом среди мобилизованных граждан и их родственников. На текущий момент ВТБ получил несколько тысяч таких обращений, большинство из них касаются потребительских кредитов. В «Уралсиб» клиенты направили около 800 заявлений, а Совкомбанк успел одобрить примерно 7000 заявок.
Представители кредитных организаций признают проблему. В ВТБ поясняют, что некоторые заемщики столкнулись с задержкой при подключении каникул «по техническим причинам». При этом банк уверяет, что государственные каникулы и отсрочка предоставляются всем мобилизованным гражданам, соответствующим критериям программы.
В Хоум Кредит Банке также заявляют о наличии «технических проблем». Служба поддержки МТС Банка пояснила, что требуется некоторое время для доработки настроек технического характера. В Сбере уточнили, что в ажиотажный период начала октября были зафиксированы единичные отказы из-за неправильно оформленных доверенностей, однако сейчас эта проблема практически устранена.
В свою очередь, Совкомбанк, Газпромбанк и Альфа-Банк утверждают, что предоставляют кредитные каникулы исправно. Тинькофф подключает каникулы оперативно после предоставления заемщиком документов о мобилизации.
По словам юристов, банки должны предоставлять мобилизованным гражданам кредитные каникулы на основании предоставленных документов. Если заемщик не может собрать весь пакет документов или у кредитора возникли сомнения в правдивости сведений, он может обратиться в Федеральную налоговую службу с запросом о подтверждении статуса мобилизованного.
Как известно, решение о предоставлении каникул банки обязаны принимать в течение 10 дней с момента подачи заявления. Если через 15 дней заемщик не получил ответ, заявка на кредитные каникулы считается одобренной. Также необходимо отметить, что для подачи заявления или документов кредитору по поводу оформления каникул нотариальная доверенность от мобилизованного не требуется.
Эксперты считают, что банковские учреждения свободно отказывают заемщикам в предоставлении каникул, пользуясь недоработками в законодательстве. На руку кредиторам играют проблемы регулирования и сложности в предоставлении необходимых сведений гражданами, находящимися в районах боевых действий.
В то же время клиентам необходимо понимать, что кредитные каникулы не являются бесплатным периодом или амнистией. Заемщику в любом случае придется погашать задолженность.
По материалам издания «Коммерсантъ»